Алтайцы -
коренной народ, населяющий горы и предгорья географического Алтая. С
середины 19-го века в связи с переходом от кочевого образа жизни к
оседлости алтайцы (джунгары после распада Джунгарского государства в
Центральной Азии в 18 веке) до начала 20-го века делились на ряд
племенных и территориальных групп. В настоящее время алтайцы делятся на
малочисленные народности: алтайцы, телеуты, шорцы, тубалары, теленгиты,
урянхайцы и проживают в Республике Алтай, Алтайском крае, Кемеровской
области Российской Федерации, Западной Монголии, Синьцзян-Уйгурском
автономном районе Китая.
Основным источником изучения происхождения
народа является его язык. Принято считать, что язык народа - это история
народа. Зародившись в глубочайшей древности, язык вместе с его
носителем проходит сложный путь развития, в ходе которого он смешивается
с соседними языками, обогащается, испытывает определенное влияние и
влияет сам на соседние языки. В истории известны языковые смещения,
ассимиляции одного языка другим.
Алтайский язык является
определяющим для многих тюрко-монгольских, тунгусо-маньчжурских,
японо-корейских языков. Поэтому эти языки входят в алтайскую языковую
семью народов мира, как и другие языковые семьи: индоевропейские,
семито-хамитскую и др.
Из тюркских народов наиболее близкими к
алтайцам по языку являются соседи западные тувинцы, хакасы и киргизы,
уйгуры Средней Азии, карачаевцы и балкарцы на Кавказе.
Также очень
большое значение для изучения истории народа имеют сведения древних
письменных источников. Так анализ древних шумерских клинописных текстов,
найденных на территории Ирака (Месопотамия) и датированных последней
третью 3 тыс. до н.э., проведенный многими учеными, свидетельствуют о
том, что большинство шумерских слов буквально повторяют общетюркские, в
том числе и алтайские, слова и целые фразы. Таких совпадений очень
много, более 4-х сотен. Приведенные схождения дают убедительные
доказательства в родстве шумерского и алтайской семьи языков. Древние
шумеры были давно оторвавшейся от основной массы частью пратюркских
племен и соединились с индоевропейцами. В летописях отмечается о приходе
шумеров в Месопотамию из равнин, где много кедрового леса и рек -
предположительно Сибирь. А открытие в с. Каракол в среднем течении реки
Урсул захоронения, которое доказывает синхронность развития культур
Древней Месопотамии, Древнего Египта и Древнего Алтая, подтверждает, что
между этими столь дальними ареалами тогда еще существовали определенные
контакты, если не прямые, то во всяком случае типа "эстафеты" - от
племени к племени.
В настоящее время Республика Алтай относится к
числу тех регионов, в которых еще можно увидеть во всем многоцветии
традиционную культуру коренного народа - алтайцев, русского
старожильческого старообрядческого населения и казахов, компактно
проживающих здесь более 100 лет.
Традиционные
праздники и игры, в которых во всем своем великолепии представлены
архаика и современность, не могут не оказать глубокого впечатления на
современного человека, особенно горожанина - ему может показаться, что
он попал в совершенно иной мир, в иное пространственно-временное
измерение.
Этнографическое изучение региона началось достаточно давно
- более 200 лет назад. Однако и по сей день в этой сфере еще много
белых пятен, ожидающих своих первооткрывателей. Наибольший интерес
представляет традиционная духовная культура алтайцев. Здесь бытуют
архаические жанры фольклора и используются музыкальные инструменты,
практически не испытавшие модернизации.
Не меньше секретов таит и
традиционная материальная культура алтайцев, современному развитию
которой способствует сельскохозяйственная ориентация экономики
республики. Благодаря сохранению хозяйственно-культурных типов -
скотоводства, охоты, промыслов, роль которых особенно возросла в
условиях социально-экономического кризиса - народам Горного Алтая
удалось не потерять отличительных черт своих культур.
Алтай известен
как один из районов этно- и культурогенеза современных тюркоязычных
народов мира. Однако, вместе с тем, он находится на стыке формирования
многих центральноазиатских цивилизаций, оказавших немаловажное
воздействие на сопредельные территории и народы. В алтайском языке при
тщательном изучении можно найти слова и понятия, не относящиеся к
словнику алтайской языковой семьи.
Здесь возможно проследить
коммуникационные пути взаимодействия великих культур древности и раннего
средневековья на примере используемых до сих пор зернотерок и мельниц,
другой хозяйственной утвари; способов приготовления пищи; изготовления
традиционных жилищ и многого другого.
Тысячелетиями находясь на
стыке многих культур и языков, племен и народов, Горный Алтай и по сей
день представляет собой богатейшую мозаику в этническом,
конфессиональном и лингвистическом отношении.
СОВРЕМЕННЫЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
Национальный
и этнический состав населения Республики весьма разнообразен. По данным
последней переписи население русской национальности составило 63%;
алтайской - 31%; казахской - 5,6%.
Остальные национальности
немногочисленны. Русское население проживает в основном в северных
районах Майминском, Турочакском, Шебалинском, Усть-Коксинском и г.
Горно-Алтайске.
Алтайцы преобладают в Улаганском, Усть-Канском,
Онгудайском районах. Казахи (83%) проживают в Кош-Агачском районе.
Алтайцы
принадлежат к алтайской языковой семье киргизо-кыпчакской подгруппе
восточной ветви тюрской группы. В прошлом они делились на 8
родоплеменных групп-сеоков в зависимости от хозяйственной деятельности.
В
этнографическом отношении коренное население представляет две
этнографические группы - северные и южные алтайцы. Северные алтайцы, в
связи с особенностями происхождения, относятся к уральскому типу, южные -
к центрально-азиатскому и южно-сибирскому типу.
К северным алтайцам
относятся тубулары (туба-кижи), проживающие в Чойском и Турочакском
районах, челканцы - в Турочакском районе, кумандинцы - в Турочакском
районе (по р.р. Лебедь и Бия), шорцы - в Чойском и Турочакском районах.
К
южным алтайцам относятся собственно алтайцы или алтай-кижи, теленгиты,
телесы, телеуты. Алтай-кижи сосредоточены в Онгудайском, Усть-Канском,
Шебалинском и Майминском районах. Теленгиты в Улаганском и Кош-Агачском
(долины Чуи, Аргута). Телеуты компактно проживают в Шебалинском и
Майминском районах. Телесы - в Улаганском районе.