Территория Республики Алтай
богата памятниками истории и культуры, обладает уникальным наследием
материальной и духовной культуры, выраженном в древних обычаях и обрядах
местного населения
Здесь находятся десятки тысяч археологических и
этнографических памятников. У народов населяющих республику имеется
богатое фольклорное наследие.
Увлекательное зрелище представляют из
себя праздники народов Республики Алтай, такие как межрегиональный
народный праздник Эл-Ойын, который проводится в разных районах
республики начиная с 1988 года, Чага-Байрам, Jылгаяк и многие другие.
На
проводимых в Республике Алтай народных праздниках каждый район
представляет свои таланты, достоинства, особенности. Туристы и гости
праздника могут увидеть красочные исторические спектакли, повествующие о
прошлом алтайцев (о героях сказаний, мифов, эпосов). В рамках праздника
проходят концерты и конкурсы. Здесь можно приобрести предметы народных
мастеров и ознакомиться с местными достопримечательностями.
ЭЛ-ОЙЫН
Традиционным
национальным праздником ойрот-алтайцев с участием всех живущих на Алтае
народов и фольклорных групп является праздник "Эл-Ойын", то есть
"всенародный праздник". Тысячи людей спешат летом в горы, чтобы вместе
окунуться в стихию народного веселья. "Эл-Ойын" - кочующий праздник. В
этом, наверное, сказывается дух предков, которые в давние, далекие годы
не могли усидеть на одном месте, а предпочитали длинные переходы по
насущным делам. Вместе с этим праздником народ приобрел утерянные
нравственные ценности. "Эл-Ойын" - это выступления разноязычных
фольклорных групп всех диалектов народа. Прекрасные театрализованные
представления на фоне природы дают эффект древности. Колорит
национальных костюмов и рядами выстроенные ансамбли юрт и аилов,
сочетается с гостеприимностью народа.
Национальные
спортивные игры, где выступают борцы по "курешу", поднятие тяжестей,
бег в гору, игра в национальные шахматы "шатра", игра плеткой "камчи" и
другие, придают азарт и волнение радости празднику.
Но самым
прекрасным зрелищем на этих праздниках является конечно же конные виды
спорта. Национальное родео "Эмдик уредиш" - это не только спорт, но и
риск.
Заключительное выступление спортсменов-конников на самых
выносливых и быстроногих лошадях-аргымаках можно назвать кульминацией
спортивного праздника, где победителя ждет ценный приз - автомобиль.
Привлекательность
праздника доказывает постоянно увеличивающееся число его гостей -
ближайшие регионы Алтайский край, Кемерово, Тува, Хакасия, дальние -
Москва, Санкт-Петербург, а также гости из Монголии, Китая, Турции и
других государств.
ЧАГА-БАЙРАМ
"Чага-байрам" в
переводе означает "Белый праздник". Это давно забытый праздник. Впервые
он проводился в далекой высокогорной Чуйской степи, так как именно чуйцы
сохранили ламаистский обряд встречи нового года. Этот праздник
отмечается вместе с монголами, тувинцами, бурятами, калмыками, народами
Тибета и Индии.
Праздник начинается с началом новолуния в конце
февраля - начале марта. С раннего утра совершается обряд поклонения
Солнцу, Алтаю. На специальном тагыле-алтаре преподносят угощения из
молочных продуктов, привязываются кыйра-ленточки, зажигается костер и
все это сопровождается благопожеланиями. Обычно обряд совершают мужчины
придерживавшихся предновогоднего поста с чтением сутр и т.д.
После
исполнения обряда начинается непосредственно празднование - собирается
народ, устраиваются всевозможные культурные и спортивные мероприятия.
Катаются с горы на санках и на шкурах скота и т.д.
ДЬЫЛГАЯК
Языческий
праздник Дьылгаяк - это тоже самое, что и масленица у русского народа.
Хотя многие народы приняли христианство, но этот праздник
символизирующий язычество все равно остался и отмечается. В этот день
народ собирается на улице. Сжигаются соломенные и другие чучела -
символику уходящего года. Устраиваются увеселительные мероприятия в
нарядах шутовских одеяниях. Идет всесторонняя ярмарка и устраиваются
веселые аттракционы с песнопениями.
КУРУЛТАЙ
СКАЗИТЕЛЕЙ
Сказительство,
посредством горлового пения (кай) - древнейший жанр устного народного
творчества не только тюркских народов Центральной Азии, но он
присутствует и в культурном наследии многих индо-европейских,
фино-угорских народов, а также коренных народов Центральной Америки.
Этот уникальный вид творчества донес до наших дней традиции
мифосложения, способы передачи из поколения в поколение национальных
духовных и нравственных ценностей народов мира.
Уникальные тексты
сказаний содержат в себе генетические, социально-нравственные, духовные
традиции развития наций. Сохранение и развитие этого самобытного,
уникального вида творчества наиважнейшая задача современного культурного
сообщества, ставящего перед собой цель - сохранение нематериальных
культурных ценностей человечества.